19 декабря 2022 Время чтения: 5 минут

Как спланировать структуру, чтобы сайт хорошо индексировался

ispmanager

Даже классную базу семантики можно испортить кривой структурой, и это сведёт на нет все остальные работы по SEO. Планирование структуры сайта — критически важный этап поисковой оптимизации, который затрагивает 3 значимых для SEO момента.

  1. Качество индексирования. Грамотно спроектированная структура оптимизирует краулинговый бюджет — число страниц, которое боты поисковых систем индексируют за одну сессию. Чем лучше структура сайта, тем быстрее обновляется контент в выдаче поисковых систем.
  2. Юзабилити и навигация. Иерархия в структуре влияет на скорость поиска контента на сайте. Пользователям удобнее перемещаться по сайту, у которого соблюдена вложенность и тематичность страниц в структуре. Это положительно влияет на поведенческие факторы.
  3. Скорость развития сайта. Прозрачная, наглядная структура упрощает добавление новых разделов и страниц, полностью исключая создание тупиковых ветвей. Это облегчает администрирование сайта и исключает необходимость в повторном проектировании структуры при глобальном обновлении.

Аудитория сайта, асессоры и краулеры поисковых систем отдадут предпочтение сайту с правильной структурой, чем ресурсу с хаотичной иерархией страниц. Сейчас разберём как угодить пользователям и сделать сайт, которые сможет выйти в топ Google и «Яндекс». Поехали!

Разрабатываем структуру сайта с учётом всех стандартов SEO

Качество структуры напрямую зависит от предыдущих этапов оптимизации — конкурентного анализа и кластеризации семантического ядра. Опираясь на списки разделов сайтов и семантику конкурентов остаётся только определить собственный костяк структуры и создать новые страницы под все кластеры своего семантического ядра.

Шаг 1. Создаём основные страницы сайта

Сначала проектируется костяк сайта — главная страница и основные разделы, где уже будут размещаться дочерние страницы с контентом или товарами. При разработке структуры стоит ориентироваться на прямых конкурентов в нише, учитывать специфику рынка и особенности компании. У конкурентов можно подсмотреть:

  • Перелинковку основных разделов сайта с главной страницей.
  • Расположение в структуре каталога с товарами.
  • Наличие отдельного каталога для услуг компании.
  • Наличие на сайте информационных разделов: блога, новостей компании, базы знаний.
  • Список партнерских страниц: вакансии для сотрудников, условия для поставщиков.

Формально в основные разделы сайта можно включать все страницы, которые будут добавлены в основное меню — это «Каталог », «Контакты», «Блог» и т. д.

Пример костяка структуры. С визуализацией проектирование становится более наглядным
Пример костяка структуры. С визуализацией проектирование становится более наглядным

Для удобства проектировать структуру можно в mind-картах — сервисах визуализации данных. Это поможет проработать логику формирования новых страниц в основных разделах и правильно распределить кластеры семантического ядра. Для разовой работы подойдёт бесплатный онлайн-сервис Mindmeister, для постоянной — установка более функционального XMind.

В итоге костяк сайта должен включать единственную главную страницу и перечень основных разделов, входящих в главное меню. Костяк структуры будет похож на сайты конкурентов — это нормально. Основные различия и индивидуальность сайта появятся при проработке дочерних разделов и посадочных страниц согласно собранной семантике.

Шаг 2. Добавляем вложенные страницы

Для каждого сегмента в кластеризованной базе семантики создаются новые страницы, затем всё объединяется в общую структуру. Чтобы вес страниц распределялся корректно, а навигация была удобной, важно размещать посадочные не выше 3 уровня вложенности. Краулеры и пользователи сайта должны попадать на любую страницу, совершив не более 3 кликов.

Отдельное внимание нужно уделить проектированию структуры каталогов товаров и услуг на сайте. Это нужно для проектирования системы фильтров и параметров листинга товаров. Такой подход позволяет сразу продумать ранжирование товаров в каталоге и подвинуть их ближе к главной сайта. Результат улучшит общую структуру, а также коммерческие и поведенческие факторы ранжирования.

Пример неоптимизированной структуры. Каталог удалён от главной и принадлежит другой странице — это усложняет навигацию и поиск товаров, что плохо
Пример неоптимизированной структуры. Каталог удалён от главной и принадлежит другой странице — это усложняет навигацию и поиск товаров, что плохо

После добавления новых страниц под собранную семантику сайта, структура оптимизируется. Новые страницы сортируются по трём параметрам:

  • Поисковый интент (коммерческость). Это намерение пользователя при вводе запроса в поисковую строку. Интент может быть коммерческим, информационным или смешанным. Семантика с информационным интентом подходит для сервисных страниц и блог, с коммерческим — для товарных карточек и страниц с услугами. Использовать запросы со смешанным интентом нужно аккуратно, чтобы не снижать релевантность других запросов в кластере с выраженным информационным или коммерческим намерением.
  • Тематичность поисковых запросов. В рамках одной страницы не допускается использовать запросы разных тематик. Это снижает смысловую и содержательную релевантность контента, и ухудшает качество структуры сайта.
  • Уровень вложенности. При проектировании важно соблюдать иерархию разделов и семантики. Каждая страница должна привязываться подразделу, каждый подраздел — к основному разделу. В итоге все страницы должны идти к главной.

Если упростить сортировку, то выстроить структуру можно согласно частотности запросов в семантике сайта. Тогда высокочастотные поисковые запросы станут разделами сайта, запросы со средней частотностью — подразделами, а низкочастотная семантика подойдёт для создания посадочных страниц. Параллельно учитывается коммерческость запросов — семантика с разным контентом размещается в соответствующих разделах сайта: каталоге, блоге, отзывах.

Пример костяка сайта с посадочными разделами. Здесь структура расширена и оптимизирована по правилу трёх кликов
Пример костяка сайта с посадочными разделами. Здесь структура расширена и оптимизирована по правилу трёх кликов
class="news__text">

Подобный подход к проектированию позволит сделать удобную и наглядную структуру, которую легко расширять по мере развития сайта.

Шаг 3. Настраиваем перелинковку

В завершение остаётся сделать перелинковку — связать тематически схожие страницы с помощью ссылок. Это расширит навигацию на сайте — перелинковка подскажет пользователям страницы, где можно найти дополнительные ответы на поисковый запрос. При настройке перелинковки также рекомендуется следовать правилу трёх кликов, что улучшит конверсионные маршруты посетителей сайта.

Пример перелинковки. Для этого процесса, как и для оптимизации структуры, не предела совершенству
Пример перелинковки. Для этого процесса, как и для оптимизации структуры, не предела совершенству

Плагины для CMS, которые автоматически настраивают перелинковку, не дают точного результата и часто связывают страницы одной тематики с минимальной смысловой содержательностью. Настраивать перелинковку лучше вручную, так получится связать максимально релевантные страницы.

Проверяем результат: топ-5 признаков хорошей структуры

Проработка технически правильной структуры с логичной иерархией страниц позволит получить максимальный охват в тематике и упростит навигацию на сайте, что даст хорошие бонусы в ранжировании. Всё хорошо, если:

  1. Структура покрывает все кластеры семантического ядра. Под каждый кластер создана отдельная посадочная страница.
  2. Запросы с высокой коммерческостью запросы задействованы в товарном каталоге и на страницах с услугами, информационные — для новостного раздела, страниц с отзывами, контактами.
  3. Все страницы связаны между собой согласно иерархии разделов. Страницы с низкочастотными запросами привязаны к страницам со среднечастотными запросами, а те — к высокочастотным.
  4. Структура предусматривает размещение отдельных каталогов для продукции и услуг, а также собственную ветку блога.
  5. Все страницы на сайте тематически связаны между собой перелинковкой. Общий путь от главной до любой страницы составляет не более трёх кликов.