14 октября 2022 Время чтения: 5 минут

Руслан Шабанов,

SEO-специалист

SEO friendly CMS — как её выбрать и почему это сложно

ispmanager

Сайт можно создать на какой угодно CMS. Интернет-магазин, блог, новостной портал, веб-сервис, визитка будут работать на любом движке. Вопрос в том, каких усилий это стоит, ведь у каждой CMS есть свои особенности и технические ограничения. В том числе — для SEO. Поговорим о том, какие CMS станут вашими помощниками в продвижение сайта, а какие придётся подпирать костылями. Нюансов много, поэтому, в конце статьи я подготовил шпаргалку с кратким сравнением популярных CMS. Получить её можно на почту.

Какой движок точно не подходит

Самые неподходящие CMS — это самописные. Я не рекомендую их ни для каких проектов, и вот почему.

  • Что и как работает в движке, будет знать только один разработчик. Вы станете максимально зависимым от него.
  • Как правило, у самописов отсутствует документация, где описан принцип работы и поддержки. И если возникнет какая-то проблема или на поддержку придёт новый специалист, разобраться, что и как устроено на сайте, будет трудно.
  • Часто самописные CMS имеют неоптимизированный код. Это усложняет техническою оптимизацию сайта и его доработку под требования поисковых систем.
  • Сложно обучить работе с сайтом контент-менеджеров и других специалистов, далеких от программирования. Даже простое добавление на сайт статьи или картинки станет дорогой задачей.
  • Конечно, можно разработать свой движок, учитывая все рекомендации по функциональности и требованиям SEO. Но это обойдётся очень дорого.

Какую CMS выбрать: платную или бесплатную

Если вы планируете хранить больше персональных данных, чем телефон, почта и имя, то лучше выбирать среди платных CMS — как правило, безопасность у них выше.

Сайт с плохой безопасностью чаще ломают, вшивают в код страниц скрытые ссылки, pop-up блоки с рекламой, делают рассылку спама базе клиентов. Это плохо влияет на позиции в поиске: поведенческая активность посетителей падает, а поисковые системы начинают выдавать предупреждения о нарушениях и понижать сайт в выдаче.

Визуальный редактор контента

Если в CMS есть визуальный редактор, то c наполнением контентом справится специалист без знаний HTML и CSS. Но я рекомендую, чтобы в движке был и редактор кода. По двум причинам.

  1. Визуальный редактор часто оставляет лишние спецсимволы и неуместные теги, например </br> вместо <>. В результате получается грязный код, а это признак сырого сайта. По мнению поисковых систем, таким не место на первой странице выдачи.
  2. Вёрстка в визуальном редакторе не всегда заточена на разные разрешения экранов. Очень часто то, что красиво свёрстано на десктопе, некорректно функционирует в мобильных разрешениях.

Редактор Elmentor в CMS WordPress решает большинство задач по контенту. Всё работает достойно: код преимущественно чистый, есть возможность переключения режимов между экраном ПК, планшетом, смартфоном.

Пример интерфейса ELementor в CMS  WordPress
Пример интерфейса ELementor в CMS WordPress

А вот стандартный визуальный редактор в Bitrix, чаще меня разочаровывал лишними тегами и багами в различных разрешениях.

Текстовый редактор в Bitrix
Текстовый редактор в Bitrix

Канонические URL

Дублирование контента на разных сайтах — зло для поисковых систем. Google и Yandex борются с этим, они снижают позиций сайта в поиске, а в худшем случае прекращают индексировать.Эту проблему можно решить с помощью атрибута rel = “canonical” в теге <link>. И гораздо удобнее, если его можно проставить при создании страницы в предусмотренном для этого поле. Например, в WordPress из коробки такой функции нет, и придется ставить плагины. А вот в Drupal 8 поддерживает canonical по умолчанию.

Управление названием и метаданными страницы

Движок сайта должен иметь интерфейс для редактирования title, метатегов description и keywords, и многие CMS имеют эту функцию. Но лишь некоторые — например, ModX и Bitrix, поддерживают пакетную выгрузку и загрузку метатегов. А ведь загрузка вручную даже ста метатегов по одному — большая и затратная по времени механическая работа.

Еще одна полезная функция в Bitrix — автогенерация метатегов через шаблоны. Очень полезный инструмент для интернет-магазинов с тысячами товаров.

Пример автогенератора мета-тегов Bitrix
Пример автогенератора мета-тегов Bitrix

Управление XML-картой сайта и файлом robots.txt

В SEO friendly CMS должна быть возможность легко создать карту сайта sitemap и отредактировать файл robots.txt. Sitemap — это файл со ссылками на страницы сайта, который сообщает поисковым системам об актуальной структуре сайта. Robots.txt — файл, содержащий параметры сайта для индексации в поиске.

Вручную сделать robots или sitemap для небольших сайтов не составит труда. Другое дело, если у нас интернет-магазин с постоянно обновляемым каталогом. Здесь будет не лишним иметь возможность автоматической генерации sitemap по настраиваемым параметрам.

Оптимизация изображений

Обратите внимание на то, насколько просто менять размер изображения, добавлять название, описание, подпись и атрибут alt. Атрибут alt важен для общего показателя технической оптимизации сайта. Также он помогает попасть в поиск по картинкам Yandex и Google. Подробнее о том, почему обязательно нужно прописывать alt, я писал в статье «Ошибки веб-разработки, которые губят SEO».

Интеграция с сервисами аналитики

Продвижения сайта и реклама без аналитики — бесполезной занятие. Большинство CMS имеют встроенные функции по подключение вебмастеров и счетчиков аналитики Yandex и Google.

Но для бизнеса по-взрослому необходимо получать более полную, сквозную аналитику. Такую, которая покажет полный путь покупателя: от первого касания до закрытия сделки. Поэтому важно, чтобы CMS могла без костылей интегрироваться CRM-системой и сервисами сквозной аналитики типа Roistat.

У Bitrix, Modx,OpenCart в админке присутствует отдельный раздел по подключению вебмастеров, а вот в WordPress из коробки эта функция до сих пор отсутствует, и приходится использовать плагины.